Требования к проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ должны строиться на следующих основаниях:
— свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
— соответствие образовательных программ и форм дополнительного
образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
— вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
— разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
— модульность содержания образовательных программ, возможность
-взаимозачета результатов;
— ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
творческий и продуктивный характер образовательных программ.
1.Уровневая дифференциация дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ
Содержание и материал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности (Методические рекомендации):
- «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
- «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких
форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
- «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.
Каждый участник программы должен иметь право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной готовности участника (где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и материала заявленного участником уровня).
Каждый из трех уровней должен предполагать универсальную доступность для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей. В свою очередь, материал программы должен учитывать особенности здоровья тех детей, которые могут испытывать сложности при чтении, прослушивании или совершении каких-либо манипуляций с предлагаемым им материалом.
2.Технические требования к оформлению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Компьютерная программа | WORD |
Шрифт | Times New Roman |
Размер шрифта | 14 |
Межстрочный интервал | Одинарный |
3 . Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам должна быть направлена на:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию учащихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры учащихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха учащихся, родителей (законных представителей).
4.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
4.1. Пояснительная записка
Раскрывает направленность дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
Направленность (профиль) образования — ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.
Направленность (профиль) программы: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая.
По форме организации: индивидуально ориентированная, групповая, студийная, кружковая.
Уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
Уровень освоения программы: стартовый (ознакомительный), базовый, продвинутый (углубленный).
Новизна программы
Пример: Новизна программы состоит в том, что… Далее, используя отражающие степень новизны слова «впервые», «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено» и т.п., кратко поясняется, что существенного составитель внес при разработке программы в сравнении с программами, аналогичными по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала (причины этих новшеств поясняются в рубрике «Педагогическая целесообразность»).
Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств.
Актуальность программы
Актуальность программы формулируется коротко, конкретно, без лишних описаний: зачем современным детям нужна конкретная программа. Дается аргументированное обоснование возможности решения заявленной проблемы в процессе предлагаемой учащимися деятельности (выбранных форм, методов, средств образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами).
Актуальность может базироваться на:
— анализе социальных проблем;
— материалах научных исследований;
— анализе педагогического опыта;
— анализе детского или родительского спроса;
— современных требованиях модернизации системы дополнительного образования;
— потенциале образовательного учреждения;
— социальном заказе муниципального образования и др. факторах.
Примеры:
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время…
К числу наиболее актуальных проблем относится…
Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которых имеются только на базе нашего Центра детского творчества.
- настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами детских общественных объединений. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров – организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества.
Педагогическая целесообразность
- этом пункте дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной общеобразовательной программы:
— выбранных форм;
— методов образовательной деятельности;
— средств образовательной деятельности (в соответствии с целями и задачами);
— организации образовательного процесса.
Кратко поясняется, почему именно предлагаемые в программе средства наиболее действенны для тех детей, на которых она рассчитана. Какие изменения произойдут в детях, если их включить в предлагаемые виды деятельности, если они усвоят предлагаемое содержание, если их работа будет организована в предлагаемых формах.
Примеры:
Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью приобщения учащихся к лучшим традициям мировой музыкальной и художественной культуры через увлекательные и познавательные интерактивные формы учебной и творческой деятельности.
Отличительные особенности
- данном подразделе следует указать, на основе какой (каких) программ разработана данная программа; можно назвать программы и авторов, чей опыт был обобщен и использован при разработке данной программы, отметить особенности данной программы (в чем отличие, если есть, от аналогичных программ).
Примеры:
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что…
Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена…
Практические занятия по программе связаны с использованием вычислительной техники…
Программа ориентирована на применение широкого комплекса…
- структуру программы входят (сколько?) образовательных блоков: теория, практика, проект, или «Содержание программы объединено в __ тематических модулей, каждый из которых реализует отдельную задачу…». Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать (авторские модели), или «В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию…»).
Адресат программы
В этом пункте необходимо указать:
— какому возрасту детей адресована программа;
— предполагаемый состав (одного или разных возрастов);
— условия приема детей, система набора в группы, для какой категории детей предназначена программа (степень предварительной подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данному виду деятельности, наличие способностей, физическое здоровье, половая принадлежность и т.п.).
Примеры:
Программа адресована детям от ______ до _______ лет.
Дети________ лет способны на (каком?) уровне выполнять предлагаемые задания…
Программа адресована детям (подросткам, девочкам, мальчикам)_________лет.
Далее дается краткая характеристика возрастных особенностей детей, которые должны учитываться при реализации программы, чтобы она была результативной.
Наконец, может быть обоснована целесообразность разновозрастного состава группы с указанием особенностей работы с каждым из возрастов (или возрастных групп).
Условия набора учащихся
Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний); существует отбор на основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличия базовых знаний в области и т.д.
Количество учащихся
Количество учащихся в объединении зависит от направленности программы, определяется Уставом образовательной организации с учетом рекомендаций СанПиН.
Примеры:
- группе 1 года обучения –12-15 человек;
- группах 2-го и последующих годов –10-12 человек.
Численный состав учащихся в объединении может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов. Уменьшение числа учащихся в группе на втором и
третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.
Объем и срок освоения программы
- этом пункте указывается продолжительность обучения по данной программе и количество часов обучения на каждый год.
Допускается вариативность продолжительности обучения по программе на любом году обучения, при этом указывается необходимость и обоснованность этой вариативности для учащихся.
Примеры:
1 год обучения – 72 часа, 2 год обучения (3, 4 и т.д.) – 108 (144, 216 часов)
т.д. Пример:
1 год обучения – 144, или 108, или 72 часа в зависимости от:
психологической готовности к обучению;
физического уровня готовности учащихся к освоению дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы;
интеллектуального уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы и др.
Психологическая готовность, уровень готовности учащихся к освоению образовательной программы и др. определяются по результатам тестирования при наборе, в ходе обучения и др.
Формы и режим занятий
Сколько занятий в неделю, продолжительность одного занятия, необходимость разделения на подгруппы или индивидуальные занятия.
Примеры:
Программа рассчитана на ___ года обучения.
- год обучения: _______часов в год,
- год обучения: ______ часов в год,
- год обучения: ______ часов в год и т.д.
Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с…, второй — на базовую подготовку детей, третий посвящен подготовке творческих проектов.
Формы занятий определяются количеством детей, особенностями материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами и т.п. При выделении форм занятий они должны быть объединены единым критерием классификации.
Как правило, выделяют следующие группы форм организации обучения:
по количеству учащихся, участвующих в занятии (коллективная, иногда выделяется особо фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами), групповая, индивидуальная);
по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей (лекция, семинар, лабораторная работа, практикум, экскурсия, олимпиада, конференция, мастерская, лаборатория, конкурс, фестиваль, отчетный концерт и т.д.);
по дидактической цели (вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий).
Примеры:
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает _______
часть. Форму занятий можно определить как (творческую, самостоятельную, студийную,……..) деятельность учащихся.
Или: Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
индивидуальная,
групповая,
работа по подгруппам,
ансамблевая и др.
4.2. Цель и задачи программы
Цель – заранее предполагаемый результат учебного процесса, это «образ результата», на который будут направлены все усилия педагога и учащихся.
Цель должна быть конкретна, результаты ее достижения должны быть измеримы.
Формулировка задач должна быть четкой и краткой, включать ключевое слово (оказать, отработать, освоить, организовать, создать и т.д.).
Примеры формулировок цели:
- Формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.
- Формирование интереса к хоровой культуре у детей и подростков.
- Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия спортом.
- Формирование личности ребенка через расширение кругозора и изучение краеведения.
- Развитие мотивации учащегося к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.
- Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через занятия общественными науками.
- Профилактика асоциального поведения.
- Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыраже-нию через овладение основами хореографии.
- Развитие познавательно-творческих и музыкальных способностей учащихся младшего школьного возраста в процессе культурно-эстетического воспитания и формирования системных знаний о традициях музыкальной и художественной культуры разных стран мира.
Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках единой глагольной формы.
Задачи программы – конкретные «пути» достижения цели; они должны быть логично согласованы с целью и демонстрировать её достижение.
Постановка задач отвечает на вопрос «Что нужно сделать» для достижения цели.
- задачах программы должны быть отражены все содержательные направления образовательной деятельности:
образовательные (приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.);
развивающие (развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности
- т.п.);
воспитывающие (формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.).
Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.
Пример употребления глаголов для формулирования задач:
познакомить, обучить, сформировать, обеспечить, расширить, поддержать, предоставить возможность;
формировать, обучать, способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, углублять и т.д.
Примерные формулировки задач программы образовательные:
формирование у учащихся представлений о ……………………………………;
знакомство учащихся с ……………………………………………………….;
развивающие:
развитие у учащихся музыкальной памяти;
комплексное развитие краеведческих представлений учащихся;
развитие у учащихся эмоциональной отзывчивости на музыку, а также чувства национального музыкального колорита;
развитие у учащихся воображения и образного мышления в процессе творческого претворения знаний из области музыкальной культуры;
воспитательные:
формирование у учащихся культуры слушания музыки;
воспитание интереса, любви к отечественной культуре и музыкальным традициям, уважения к народным традициям;
воспитание познавательного интереса и осознанной мотивации к продолжению самостоятельного изучения национальных музыкальных и художественных традиций.
4.3. Содержание программы
Учебный план
Содержание программы отражается в учебном плане. Программа содержит перечень разделов и тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на аудиторные (теоретические и практические виды занятий) и внеаудиторные занятия (самостоятельная работа и занятия, которые могут проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий).
Если программа рассчитана более чем на год обучения, то учебный план составляется на каждый год, а все остальные разделы программы могут быть общими. В этом случае учебный план должен отражать особенности каждого года обучения.
- графе «ИТОГО» суммируется количество часов теоретических и практических занятий.
Образец оформления учебного плана
Название раздела, | Количество часов | |||
№ | темы | Всего | Теория | Практика |
п/п | ||||
Оформление содержания учебного плана
Содержание программы рекомендуется отражать через краткое (тезисное) описание тем (теоретических и практических видов занятий), при этом оно должно соответствовать целям и задачам программы. Изложение содержания разделов, тем (модулей) должно соответствовать порядку их представления в учебном плане.
Пример:
Раздел 1 «____________________»
Тема №__ «___________»
Теория. Основные правила и приемы эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях общения: как надо? как принято? как лучше? Уместность использования этикетных выражений извинения, благодарности, просьбы, приглашения, обращения, приветствия, поздравления, пожелания.
Практика. Час речевого этикета «Сила слова». Разыгрывание педагогических ситуаций. Обсуждение.
4.4. Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения программы формулируются через причисление знаний, умений, компетенций, которые присвоят учащиеся в процессе освоения теоретической и практической части программы. Планируемые результаты следует соотнести с целью и задачами программы (обучение, воспитания, развития).
Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать».
Планируемые результаты формулируются на каждый год освоения программы.
- Результаты обучения (предметные результаты)
- данной группе результатов необходимо указать, какими знаниями, умениями и навыками, характерными для данной предметной области должны овладеть учащиеся в процессе освоения программы.
2.Результат воспитывающей деятельности
Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
- Результаты развивающей деятельности (личностные результаты) Планируемые результаты данной группы ориентированы н развитие ключевых компетенций, а также психических свойств личности учащихся в соответствии с обозначенными задачами.
Пример:
По окончании первого (второго…) года обучения учащиеся:
будут знать/понимать, иметь представление, овладеют понятиями, расширят представления, будет развита устойчивая потребность к самообразованию…;
будут уметь, будут стремиться, получат навыки, научатся делать, будут развиты творческие способности…;
будет сформирована устойчивая потребность, будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества, будет сформирована активная жизненная позиция….
5.Комплекс организационно-педагогических условий
5.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график отражает последовательность изучения тем, распределение учебных часов внутри раздела, определяет даты проведения занятия и т.д.
Календарный учебный график составляется для каждой группы, обучающейся по одной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
Образец оформления календарного учебного графика Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Рукодельница»
год обучения: 1
группа: 2
№ | Месяц | Число | Время | Форма | Количество | Тема | Место | Форма |
п/п | проведения | занятия | часов | занятия | проведения | контроля | ||
занятия | ||||||||
5.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Сведения о помещении, в котором проводятся занятия (учебном кабинете, компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном или актовом зале и т.д.);
сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и т.п.);
перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);
перечень оборудования, необходимого для проведения занятий, (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и т.п.);
перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, мультимедиа-проекторы, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель и т.п.);
перечень технических, графических, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.;
перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски, заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.;
учебный комплект на каждого обучающегося (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.);
требования к специальной одежде обучающихся (спортивная форма, одежда для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.).
Методическое обеспечение
В данном пункте указывается:
обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
Кадровое обеспечение
Данный пункт не является обязательным и составляется для интегрированных и комплексных программ, а также, если для реализации дополнительной общеразвивающей программы необходимы педагоги дополнительного образования разных направлений или иные специалисты:
концертмейстер, художник-оформитель, аранжировщик, лаборант, электронщик, системный администратор и т.п. Тогда следует указать направления работы педагогов дополнительного образования, должности и обязанности других специалистов, а также требования к их образованию и квалификации.
5.3. Формы аттестации
Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
Контроль за реализацией дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы может проводиться в разных формах: контрольное занятие, итоговое занятие, тестирование, собеседование, зачет, защита творческих работ и проектов, конференция, олимпиада, конкурс, соревнование, смотры, выставки, фестивали, отчетные концерты, в том числе, возможна и итоговая аттестация.
При необходимости можно проверить степень сформированности индивидуально-личностных качеств учащихся, описать их специфические проявления в особенностях деятельности, поведения, общения, характерных эмоциональных состояниях, а также ситуации, которые должны быть созданы для того, чтобы пронаблюдать эти проявления. Пример: Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме ________ во время проведения______, когда работы учащихся по конкретной теме_______.
- процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных_______.
- конце года готовится (большая выставка творческих работ), в которой участвуют____________.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
продуктивные формы: выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.;
документальные формы подведения итогов реализации программы отражают достижения каждого учащегося, к ним относятся: дневники достижений учащихся, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д.
Кроме того, возможно введение системы моральных или материальных стимулов для учащихся, начиная с системы поощрений и почетных грамот, заканчивая ценными подарками или призами.
Учащимся, продемонстрировавшим неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации или не прошедшим промежуточную аттестацию при отсутствии уважительных причин, можно предусмотреть перевод на следующий этап дополнительного образования условно (применяя по аналогии норму ФЗ касательно основных общеобразовательных программ).
5.4. Оценочные материалы
Отражается перечень диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.
5.5. Методические материалы
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы может быть представлено в виде таблицы.
Оформление методического обеспечения
№ | Название | Материально-техническое | Формы, методы, | Формы подведения |
п/п | раздела, | оснащение, дидактико- | приемы обучения | итогов |
темы | методический материал | |||
5.6. Список литературы
Список литературы – заключительный пункт программы.
Несколько правил, которыми следует обязательно руководствоваться:
— список литературы составляется строго по алфавиту авторов и названий;
инициалы автора приводятся после фамилии;
— кроме фамилии и инициалов автора, полного названия работы, необходимо указать место издания, издательство (если оно вам известно) и год издания. Желательно придерживаться единообразия: если не у всех работ известно издательство, то лучше и для остальных ограничиться только указанием места издания (Москва и Санкт-Петербург пишутся сокращенно: соответственно М. и СПб., остальные города – полностью).
Желательно также распределить приводимую литературу по разделам:
для педагогов;
для обучающихся;
для родителей (если это предусмотрено особенностями программы).
При использовании информации с электронного носителя обязательно указываются выходные данные издания, при использовании Интернет-ресурсов – полное указание электронного адреса.
Требования к оформлению
Список литературы оформляется строго в соответствии с ГОСТ Р 7.0.12-2011 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.12.2011 г. № 813-ст).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
оформление титульного листа
Управление образования Аргаяшского муниципального района
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
Аргаяшский Центр детского творчества.
Утверждена приказом директора
№ _____от ____________________
Директор _____________________
(подпись печать)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЗАТЕЙНИК»
(базовый уровень)
Период обучения: 1 год
Возраст детей: 7-14 лет
Педагог дополнительного образования
Фаткулина Эльвина Раилевна
с. Аргаяш
2018 г.