Занятие № 7 Исторические корни русского народа
Происхождения русского народа
7.Происхождения русского народа 7.Исторические корни русских история восточных славян
Версии о происхождении русского народа и гипотезы о том, какой была наша история в самом ее начале, до сих пор поражают своим разнообразием и неожиданными предположениями. Происхождение русских — происхождение русского народа до сих пор невозможно достоверно сказать, какая из них действительно имеет право на существование.
Единственное, что историки сомнению не подвергают, так это тот факт, что русская история началась гораздо раньше, чем предполагали историки-норманисты. Еще до революции исследователей удивлял тот факт, что сам термин «Русь» в древних свидетельствах стал появляться раньше, чем началось новгородское правление Рюрика. Еще один вопрос, выяснение которого может в корне изменить представление об истории Руси, — вопрос о том, какое отношение русы имели к славянским племенам. Был ли это особенный род, племя или определение людей по типу их профессии? Какими были сами русы, жившие в первом столетии нашей эры? Отличие русов от славян подчеркивалось летописцами времен Вещего Олега.
Но если русы- это вовсе не славяне, то кто тогда? Возможно, германцы. Но и это пока лишь гипотеза.
Русский каганат- первое «русское»государство
По мнению исследователей истории Киевской Руси предшествовала история одного государства, называемого русским. Правил этим государством правитель, носивший тюркский титул руководителя большого государства, — каган. В Европе он бы назывался императором. Правитель с таким титулом правил сильным и независимым государством, самостоятельно определяющим всю свою политику. В качестве доказательства существования Русского каганата выступают 8 косвенных и 4 прямых исторических свидетельства. А вот определить границы и географические координаты этого государства историкам пока определить не удалось. Мнение ученых на этот счет разделилось: одни полагают, что каганат занимал северную часть Восточно-Европейской равнины, другие же отводят под древнее государство район Азовского моря.
Русские происхождение: предположения историков
Автор книги «Тайны Русского каганата» -Галкина Е.С. центром государства определяет верховья реки Дон, Северный Донец и Ос-кол. Ученый Сергей Перевезенцев также видит истоки называемой им Аланской Руси на Дону. А вот Алексей Иванов, будучи донецким историком и публицистом, утверждает, что границы данного государства очерчены реками Дон и Северный Донец, а также Азовским морем на юго- востоке, а с запада — Днепром. Современный Киев также находился на территории этого древнего государства.
Фатальное значение для изучения данного государства сыграло заблуждение о том, что оно не было суверенным, а входило в состав Хазанского каганата , изучением которого советская историческая наука почти не интересовалась.
Украина также не была заинтересована историей Русского каганата. Лишь Россия, понимая, какую роль на современное представление о русской нации могут оказать сведения, полученные при изучении Русского каганата, посвящает этому вопросу научные труды, статьи и книги.
Сопоставление археологических находок с достоверными историческими данныи приводит к единственному выводу о том, что именно Салтовско-Маяцкая археологическая культура и могла быть тем самым Русским каганатом.
Как зародилось и каким было древнее русское государство
Говоря об этой культуре, в первую очередь следует упомянуть высокий уровень урбанизации городов, которых к настоящему времени найдено 25. Численность населения в некоторых из них доходила до ста тысяч. В качестве сравнения, в Париже времен Средневековья проживало около 20000 человек, а в Киеве уже в XI веке численность населения не превышала 40000 жителей.
Гончары, ювелиры и металлурги населяли города Русского каганата. Благодаря их труду эти города стали центрами торговли и различных ремесел. Выгодное географическое расположение делало каганат государством с сильно развитой торговлей. Через него проходили маршруты с севера Европы в далекую Византию, а также в азиатские страны. Известный каждому торговый путь «Из варяг в греки» также контролировался русами.
Соседство с морем обеспечивало каганату все условия для морской торговли. На экспорт шло оружие, ювелирные изделия, а также пленные рабы. Торгово-военное государство русов сильно беспокоило Хазарский каганат, граничащий с русами по реке Дон и стремящийся контролировать все торговые пути. Не трудно понять, что паритетные отношения между двумя такими заинтересованными в торговле государствами были крайне нестабильными.
Археологические свидетельства представляют цивилизацию древнего каганата, как смесь культур славян, тюрков и аланов. В период становления государства (с VI века и до начала VIII века) преобладала аланская составляющая. Относящиеся к группе индоарийских народов, говоривших на иранских наречиях, аланы были потомками сарматов. Со временем аланскую нацию сменили современные осетины.
Вообще территория нашего государства в течение большого промежутка времени находилась в зоне расселений различных иранских народов. Изначально это были скифы, потом сарматы, роксоланы, ясы и наконец аланы. Так вошел в язык русов корень»дон», обозначавший на их языках реку. Затем нынешний север Донбасса, представленный лесостепной полосой, заселили славяне, а вместе с ними и иранские народы, которые осваивали земли, двигаясь вглубь континента. Так произошло слияние иранской и славянской крови, и каганат приобрел отчетливые ирано-славянские черты.
Помимо основных народов в каганате были представлены небольшие группы булгар, асов, а также представителей Скандинавии. Однако славянский компонент к финалу существования государства русов начал занимать доминирующие позиции. А что еще важнее для истории, так это высокий социальный статус представителей славянской нации, подтвержденный роскошными захоронениями, найденными при археологических раскопках.
Откуда пошел термин «Русь» и «русский». Сам корень «рус» имеет индоевропейское происхождение и перевод «светлый» и «белый».Это значение мы, сами того не подразумевая, имеем в виду, называя , например, зайца «русаком». Помимо этого значения у слова был и второй перевод, характеризующий знатность и главенство рода. Не исключено, что встречалось слово как в обиходе иранцев, так и в языке славян. Есть и еще одна версия.
Если верить арабскому труду «Худуа-аль-Алам», то современное название реки Северный Донец раньше звучало значительно короче -«Рус», что обозначало чистую или светлую реку. Вполне вероятно, что жители каганата стали сами называть себя русами, имея ввиду их соседство с рекой. По другой версии русы получили название от народности русхов, принадлежавших аланской группе. Они были потомками роксаланов ( в переводе «светлых аланов») и асов.
Гибель Русского каганата и ее последствия
Погибнуть Русскому каганату суждено было в тридцатых годах IX века, когда на территорию вторглись венгерские захватчики. Они осуществляли кочевые переходы до самого конца века, а потом стали прокладывать путь в западном направлении. Оставшееся выжившее население нашло спасение в северных лесах, ассимелировав среди местных славянских племен. Свидетельствует об этом топонимика — наука на стыке истории, географии и лингвистики, изучающая происхождение географических названий. Некоторым уцелевшим удалось перебраться в Приднепровье, найдя спасение под Киевом.
Однако особый интерес историков вызывает третья группа спасшихся представителей Русского каганата. Скорее всего они представляли собой оставшуюся часть военной дружины, завершившую свой марш-бросок в Прибалтике.
По мнению некоторых историков, они осели на всем восточном побережье Балтики. Другие исследователи больше склоняются к версии о том, что придя на территорию Пруссии, русы образовали племенной союз -Русия- с местными племенами. Существует и еще одна догадка про остров Сааремаа, ставщий местом обитания народа бывшего каганата. Однако, исследователи сходятся в том, что именно в Прибалтике последствии и было создано новое государство. Славяне активно осваивали новые территории и сильно нуждались в могущественном союзнике. По понятным причинам, такой союзник был найден среди племен, сходных по своей культуре и языку с русами. Это приводит к мысли о том, что Рюрик, призванный в Новгород, мог вполне быть представителем того самого Русского каганата, а не скандинавом, как полагалось ранее.
Возрождение древнего государства
Пока историческое развитие Русского каганата удается воспроизвести лишь по археологическим находкам, различным гипотезам, зачастую противоречащим друг другу, и скудным историческим свидетельствам. А вот уже фигура Рюрика имеет достоверное историческое значение. Одним из соратников первого правителя нового государства был Вещий Олег. Считается, что само имя Олег происходит от скандинавского Хелег. Но правильнее с исторической точки зрения искать его происхождение от иранского имени Халег, обозначающего «творец», «князь», «создатель».
В 879 году Олег стал регентом при несовершеннолетнем Игоре — сыне Рюрика. В это время им был организован поход по Днепру в сторону юга. Через три года почти без кровопролития регент захватил Киев. Вот тогда и появилась фраза «Киев — мать городов русских».
Будь Олег действительно скандинавом, как утверждали историки-норманисты, смог бы он так охарактеризовать захваченный город? А вот предположение о том, что Олег являлся представителем павшего каганата, дает логическое объяснение тому, почему город не оказал должного сопротивления при захвате. Так Вещим Олегом было провозглашено возрождение родной древней цивилизации, но уже с киевской столицей. Установив в новой столице свой контроль, Олег взял под свою защиту племена северян и родимичей, вынужденных платить хазарам дань. Таким образом великий регент собрал вокруг зарождавшегося центра нового государства те племена славян, которые имели непосредственное отношение к бывшему Русскому каганату. Так образовалось новое государство, объединившее земли древнего каганата и возвратившее старое название Русь. Правитель Руси стал именоваться каганом до времен правления Ярослава Мудрого.
Одержав в 965 году сокрушительную победу над хазарами, великий князь Святослав подытожил столь важное дело Олега. Захватывая земли вдоль Дона и Донца, князь возрождал Русский каганат. Территории уничтоженной Хазарии отходили новому государству. Так бывший город Сар-кел получил название Белая Вежа, то есть Белая башня. Святослав хотел переселить в этот город славян, но обстоятельства стремительно менялись. Кочевые отряды печенегов пришли из Заволжья.
Следом за их разгромом в тридцатых годах XI века вторглись половцы. Владимир Мономах осуществил около двадцати походов в земли бывшего Русского каганата, чтобы спасти их от многочисленных нашествий различных кочевников. Так все русские князья доказывали верность своей древней родине. Однако беда наступала изнутри. Раздробленность было ее имя.
Чтобы удержать вновь захваченные южные территории и отвадить от них полчища захватчиков требовались немалые силы, а русские князья, к великому сожалению, постепенно затягивались в пучину междоусобных распрей и конфликтов. Многие славяне времен Владимира Мономаха возвратились в Киевскую Русь. Те их них, кто остался, погибли от рук половцев, штурмом взявших Белую Вежу. Те, кому удалось спастись, нашли свое пристанище в Тмутаракани.
Подводя итог: русские происхождение. Государством, в отношении которого впервые можно было встретить термин «русский», называлось Русский каганат. Народы, населявшие его, оказали мощнейшее воздействие как на саму Русь, так и государства, соседствовавшие с ней. Русское государство вобрало в себя многие черты каганата. Начиная от слов иранского происхождения, заканчивая титулом правителя и именами богов, сошедшими с иранского пьедестала и вошедшими в славянский божественный пантеон — все это можно считать великим наследием древней культуры Русского каганата.
Ссылка на сайт: http://istorii-x.ru/tajny-tsivilizatsij/212-proishozhdenii-russkogo-naroda.html
Исторические корни русских: история восточных славян
В истории славянами называются многочисленные племена, с глубокой древности жившие в Европе и говорившие сначала на едином праславянском языке индоевропейской языковой семьи. Сегодня в народной речи славянами принято называть также современные народы, происходящие от древнего славянского этноса и говорящие на языках славянской языковой группы – происходящих от общего языка древних славян. О ранней истории славян документальных исторических свидетельств осталось очень мало. Большинство историков считает, что первым сохранившимся упоминанием о славянах являются древнеримские повествования о венедах – одном из варварских народов Европы, который жил в первые века новой эры. Однако некоторые исследователи сомневаются, что венеды являлись славянами. Еще часть историков полагает, что предками славян являются так называемые скифы-пахари – оседлые потомки народа скифов, который с десятого по третий век еще до новой эры кочевал в степях юго-восточной Европы. Зато в ранний период существования наследницы Древнего Рима – Византийской империи, когда она подвергалась постоянным нашествиям варваров и сама нанимала представителей варварских племен на военную службу, славяне все чаще упоминаются в сочинениях хронистов (византийских летописцев). Судя по византийским текстам и данным археологических раскопок, в первом тысячелетии нашей эры славяне населяли обширную территорию, простиравшуюся от Балканских гор до нынешней Беларуси, от реки Днепр до Центральной Европы. В границах сегодняшней России славян тогда еще не было. Само название «славяне» происходит от «слово» (изначально «словяне, словены» – результат закрепления «аканья» на письме), то есть, «говорящие словами, понятно». Это был традиционный способ обозначения в древних языках своего, понятного народа и племени, так же, как, например, название народа коми переводится с языка предков финно-угров, по наиболее убедительной версии, просто «свой, свои». В византийских источниках VIв. славяне называются антами или склавинами. Анты являлись многочисленным и сильным племенным союзом, неславянским по происхождению, но позже, живя в течение веков в тесном соседстве со славянами, воспринявшим их язык и культурные особенности. Анты постоянно вели войны с соседями: германскими племенами готов, кочевниками гуннами, нередко нападали и на саму Византийскую империю. Византийцы отмечали исключительное умение славянских воинов бесшумно подкрадываться к неприятелю. Однако с VIв. славянское могущество приходит в упадок в связи с заселением степей Поднепровья тюркоязычными кочевниками аварами. Авары разбили антов и смогли, хотя и не полностью, подчинить славян своему грозному государству – Аварскому каганату. Тогда же заканчивается период славянского единства: племенные группы перестают подчиняться утратившим влияние общенародным вождям, все меньше контактируют между собой, постепенно превращаются в отдельные народы. Языки групп, образовавшихся от распада единого славянского этноса, продолжают развиваться самостоятельно, впитывая в себя заимствования из языков народов, живших по соседству с каждой отдельной группой. Хотя они сохраняют общие праславянские корни, постепенно сильно отделяются друг от друга, язык одной группы становится малопонятен для представителей другой. Так из общего славянского единства выделились три ветви: славян южных, западных и восточных. В последующую свою историю эти славянские группы еще неоднократно будут каждая сама по себе дробиться дальше, снова объединяться, снова распадаться, смешиваться с другими народами, и так же будут изменяться образующиеся новые славянские языки. Пока не сложатся живущие в наши дни южнославянские (сербы, хорваты, черногорцы, боснийцы, македонцы, словенцы), западнославянские (поляки, чехи, словаки) и восточнославянские (русские, украинцы, белорусы) народы. В течение пяти веков восточные славяне заселили обширные, разнообразные по климату и природным ландшафтам территории между Балтийским, Белым и Черным морями. При этом они постепенно вытесняли или ассимилировали жившие там ранее различные балтийские и финно-угорские племена. На юге – на границе со степной зоной, славяне активно контактировали с местными ираноязычными племенами, которые, изначально бывшие кочевыми, оседали в южной части лесной полосы, тоже смешивались со славянами и перенимали культуру тех как более опытных в ведении оседлого хозяйства. Поэтому в антропологическом типе живущих ближе к Балтийскому и Белому морям представителей восточнославянских народов часто хорошо выражены балтийские и финно-угорские черты, а у живущих на юге восточнославянской этнической территории – черты южных народов (смуглота, темный цвет волос и глаз, прямой или с горбинкой нос). Славяне селились по берегам рек, которые служили им, прежде всего, для передвижения и перевозки грузов на большие расстояния. У славян было развито искусство изготовления различных речных плавающих средств: лодок, плотов, небольших парусно-гребных судов – ладей, перетаскивания их вместе с грузом из одной реки в другую по специально проложенным путям – волокам. На ладьях славяне могли выходить из рек в моря и плавать на довольно большие по тому времени расстояния. Из Балтийского моря по реке Нева, затем Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, рекам Ловать, Кунья, Серёжа, Сережинско-Торопскому волоку, затем рекам Торопа, Западная Двина, Каспля, Касплинско-Катынскому волоку, затем рекам Катынь и Днепр в Черное море проходил торговый путь, по которому осуществлялся активный товарообмен между славянами, населением Скандинавии и Византийской империей. Этот путь – «из Варяг в Греки», также называемый Восточным, был основным экономическим двигателем для древних восточнославянских племен. Впоследствии торговая привязанность к пути «из Варяг в Греки» способствовала объединению восточных славян и формированию первого русского государства. Варягами славяне называли иноязычное население Прибалтики (древних балтов, местные финно-угорские племена) и живших на Скандинавском полуострове норманнов. Основным занятием древних славян было земледелие. В северной части территории их расселения использовалась подсечно-огневая система. То есть, славяне выбирали участок леса под будущее поле, вырубали его, древесные стволы использовали для строительства и изготовления предметов быта, а пни выкорчевывали и, когда они подсыхали, поджигали их. Оставшиеся после этого зола и уголь служили удобрением. Землю обычно распахивали, после чего засевали. Такое поле плодоносило три – четыре года, пока не истощалось. Тогда земледельцы расчищали новый лесной участок. Понятно, что лес на месте бывшего поля восстанавливался медленно, и чтобы всегда имелись в наличии пригодные для земледелия участки, требовалась очень большая территория. Поэтому северные славянские племена расселялись редко, небольшими деревнями. На расчистку и обработку пахотной земли требовалось много сил и времени, урожай она давала небольшой. Уровень развития хозяйства жителей северной части этнической территории восточных славян был значительно ниже того у жителей южной части, а сами северные земли были очень малолюдны. На юге же, где был более теплый климат, более плодородная почва, земледелие осуществлялось преимущественно так называемым перелогом: распахивались многочисленные лесные поляны и открытые участки в лесостепи, несколько лет поле давало урожай, а затем под распашку попадало другое место. Оставленное поле некоторое время «отдыхало», зарастая дикой травой, восстанавливая естественное плодородие почвы, и вскоре его снова можно было возделывать. На полях больше всего выращивали нетребовательную к температуре рожь, хотя она давала довольно низкие урожаи. Также активно возделывались ячмень, овес, просо, в южных землях – пшеница. Для изготовления материала для одежды и веревок выращивали лен и коноплю. Возле жилища разбивали огороды, на которых выращивали бобы, горох, капусту, лук, редьку, чеснок и главную в то время овощную культуру – репу. В животноводстве особое место занимало разведение лошадей, которых использовали, чтобы ездить верхом и перевозить грузы. В пищу конина употреблялась редко. При раскопках древнеславянских поселений археологи находят кости коров, овец, коз, свиней и разных домашних птиц. Уровень сельского хозяйства славян, как и других народов севера, центральной части и востока Европы, еще не обеспечивал полностью всех потребительских нужд. Поэтому важную роль в жизни славян играли рыбная ловля и охота, чему способствовало проживание в лесистых местностях вдоль больших рек и озер. С помощью крючков, сетей, неводов и прочих приспособлений славяне ловили сазана, щуку, сома, судака, леща, осетра и другую рыбу, обитавшую в водоемах на их земле. С помощью лука со стрелами добывали птиц, зайцев, куниц, бобров, лис, оленей. С копьями и рогатинами шли в лес на кабана, медведя. Славяне проживали, главным образом, в небольших селениях, в которых обычно насчитывалось не более десяти – пятнадцати дворов. В одном селении проживала одна родовая община. Селение обносилось стеной из положенных одно на другое бревен, закрепленных врытыми в землю деревянными столбами. Стена служила для защиты от хищных зверей и набегов врагов. Дерево являлось почти единственным строительным материалом. Из дерева возводились и немногочисленные славянские города, по числу населения напоминавшие сегодняшние села. Города, обнесенные высокими стенами из вертикально врытых в землю бревен, возникали, как и везде в мире, в местах, где постоянно осуществлялась торговля между разными родами и племенами (торгах), часто останавливались иноземные торговцы, жили племенные вожди – князья. Князь (слово происходит от скандинавского слова «конунг – вождь», поскольку в славянские земли часто переселялись искавшие среди славян военную поддержку скандинавские вожди) являлся военным предводителем племени, возглавлявшим дружину – воинов, которые всегда находились на страже безопасности того. У князей и дружинников не было времени заниматься хозяйством, и прочее население содержало их, отдавая часть плодов своего труда, добытые на охоте ценные шкуры зверей – дань. Князья осуществляли военную и дипломатическую власть, внутренними же делами племени заправляли родовые старшины. У некоторых восточнославянских племен, по-видимому, к тому времени вообще еще не сложилось княжеской власти, и старейшины сохраняли все властные полномочия. Даже у племен с княжеской властью дружина (буквально: «друзья», т.е. друзья князя) являлась основной ударной силой в бою, но по-прежнему каждый взрослый мужчина в племени был воином и брал в руки оружие в случае угрозы нападения врага. Важнейшие дела племени решались на общем сходе всех воинов (т.е., всех взрослых мужчин). Военные тревоги случались часто: отношения с народами, жившими по соседству, далеко не всегда носили характер лишь мирной торговли. Укрепилась, превратившись в могучую державу, Византийская империя. Византийская армия нередко совершала нападения на славянские земли, захватывая пленников, которые затем в качестве рабов продавались на византийских рынках. Из степей продолжали совершаться грабительские набеги кочевников, а по Балтийскому морю приплывали норманнские воины – викинги, излюбленным делом которых были грабежи и захваты. Нередко и сами славянские племена совершали нападения одно на другое: отобрать добро у соседа было гораздо проще, чем упорно и кропотливо самому выращивать урожай и охотиться. Народы, нападавшие на славян, в свою очередь, тоже часто терпели их набеги. Собираясь подчас в довольно крупные войска, славяне отваживались нападать на укрепленные каменными стенами византийские города и грабить их, после чего быстро, пока успевала пешим ходом прибыть византийская армия, отходили по морю на ладьях. Византийский писатель Прокопий Кесарийский в VIв. сообщал о славянах, что они очень высокие, огромной физической силы, имеют белый цвет кожи и волос. Согласно его сведениям, славянские воины шли в бой с дротиками – метательными копьями, прикрывшись щитами, но никогда не надевая панцирей. Некоторые, вероятно, для облегчения движений и маневров в бою, выступали в поход одетыми лишь в штаны, которые на бедрах перетягивались широким поясом. Современник Прокопия Кесарийского Маврикий Стратег указывал на многочисленность и выносливость славян. По его словам, они легко переносили жажду, голод, холод, ненастье, нехватку одежды. Сражаться с врагами славяне предпочитали в густых лесных зарослях, теснинах, на обрывах, отличались на войне исключительной хитростью, умело используя засады и внезапные атаки. Наступление славян было неорганизованным, отчего они и избегали открытых мест. Если им все-таки приходилось столкнуться с неприятелем в открытом поле, то они шли на него медленно, с устрашающим криком. Противника, не выдержавшего этой «психологической атаки», то они устремлялись его преследовать, если же предпочитал дать бой, то они сами обращались в бегство, понимая, что в открытом бою со строго организованным византийским войском им не устоять. При отступлении славяне часто бросали захваченную добычу – будто бы в смятении, а затем, сделав крюк по лесам и ущельям, возвращались с другой стороны и внезапно нападали на противника, занятого ее разбором. То есть, славяне того времени, как и большинство других народов лесной Европы, будучи неспособными собрать единую многочисленную и организованную армию, вели в основном действия полупартизанского характера. Они, как и другие народы раннего Средневековья, охотно захватывали пленников, однако не держали их в рабстве неограниченное время, и через определенный срок предлагали или вернуться домой за выкуп, или остаться жить в своей земле на равных правах с собой (пережиток первобытнообщинного строя, при котором существовало равноправие всех, кто мог работать). Маврикий также сообщает о тактической хитрости славянских воинов: при внезапном приближении более сильного противника они заходили в водоемы и ложились навзничь на дно, держа во рту длинный полый стебель тростника, через который дышали. Враг принимал торчащие из воды тростниковые трубки славян за естественные, растущие в воде, и проходил мимо. Весьма значительную информацию о племенном устройстве восточных славян дает Повесть временных лет – древнерусский памятник литературы, наиболее древний из сохранившихся русских летописных текстов (начало XIIв.). Автором ее является Нестор – монах из Киево-Печерского монастыря, хотя дошедшие до нашего времени тексты впоследствии дополнялись другими авторами. Согласно Повести временных лет, прародиной восточных славян являются земли по реке Дунай, откуда они расселились по разным территориям и стали обозначаться «именами своими, кто где сел на каком месте». Союз племен восточных славян, которые населяли Среднее Поднепровье, где проходила конечная часть речного пути из Варяг в Греки, назывался полянами. Отмечается, что название это происходит от слова «поле», поскольку они живут среди полей. В Повести временных лет говорится, что три брата обосновались на трех холмах возле Днепра: старший – Кий, на горе «где ныне подъем Боричев», второй – Щек, на горе Щекавице, и третий – Хорив, на горе, называемой Хоривица. У них также была сестра, которую звали Лыбедь. Братья возвели городок, который по имени старшего из них назвали Киев. Также говорится, что Киев окружали обширные леса, в которых жители промышляли охотой. «И были те мужи мудры и смыслены и назывались они полянами, от них поляне и до сего дня в Киеве». Легенда эта о трех таких братьях-основоположниках широко распространена у разных народов Европы, поэтому летописную версию происхождения Киева – центра полянской земли, можно поставить под сомнение. Однако нет сомнения в том, что поляне из всех восточнославянских племенных объединений были самым богатым и культурно развитым: сказывалась относительная близость к Византийской империи. Именно поэтому вокруг Киева впоследствии стали объединяться другие славянские племена и союзы, заложив фундамент для формирования русского этноса и возникновения первого русского государства – Киевской Руси. Повесть временных лет сообщает, что по рекам Десне и Суле жил племенной союз северян, то есть, живущих к северу от полян. К северо-западу от Киева жили древляне – «жители дремучих лесов», с центром в городе Искоростень; между реками Припятью и Двиной жили дреговичи (от «дрягва – болото»); земли в области впадения в двину Полоты населяли полочане; в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги жили кривичи, центром которых был Смоленск. По притоку Днепра Соже жили радимичи, по впадающей в Волгу Оке – вятичи. Повесть временных лет указывает, что радимичи и вятичи происходят от «ляхов» (вероятно, поляков) по именам соответственно Радим и Вятко, которые были братьями друг другу. По реке Буг жили бужане, называемые еще дулебами. Летописец отмечает, что они попадали в зависимость от степных кочевников авар (в летописи они называются обрами). Авары жестоко притесняли бужан, использовали их женщин в качестве тяглового скота, запрягая в повозки. Но впоследствии авары все бесследно исчезли, как отмечает летопись, из-за собственной гордости. «… и Бог истребил их, и умерли все, и не осталось ни одного обрина». Вокруг озера Ильмень недалеко от Прибалтики жили словене новгородские или ильменские. Центром их был город Новгород. Основные данные Повести временных лет вполне подтверждаются археологическими раскопками. Повесть временных лет содержит и описание характера, быта, нравов разных славянских племенных объединений. «Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий», у них строго соблюдалась субординация перед старшими, отличались скромностью отношения между людьми разного пола. По брачному обычаю полян, невесту ее родные сами приводили в дом жениха, после чего им уплачивался выкуп. Древляне, как отмечает летопись, жили «зверинским образом», насмерть враждовали между собой, ели «все нечистое», а вместо заключения браков просто похищали своих невест. Радимичи, вятичи и северяне тоже похищали невест (во время шумных празднеств с песнями и плясками, по предварительному сговору), при этом имея по нескольку жен, также ели «все нечистое», жили в лесу «подобно зверям», сквернословили при отцах и невестках. Покойников они сжигали, после чего кости складывали в глиняный сосуд и ставили на столб возле дороги. Таким образом, можно заключить, что большинство восточнославянских племен в VI– VIIIвв., а какие-то, быть может, и позже, еще не до конца распрощались с первобытнообщинным строем и первобытным хозяйством. Поэтому довольно слабым был институт брака, а отражением несложности быта была простота нравов. Еще слабая развитость производящего хозяйства побуждала людей питаться, как в первобытные времена, всеми дарами природы, включая, вероятно, не только грибы и ягоды, но и земноводных, пресмыкающихся, крупных беспозвоночных животных. Конечно, учитывая, что авторы Повести временных лет жили в Киеве, им вполне могло быть присуще стремление возвысить свой город. Тем византийцами поляне в культурном отношении далеко опережали другие восточнославянские племенные союзы, что и способствовало складыванию у них впоследствии государственности не менее, очевидно, что постоянно контактировавшие с
Источник: https://history-thema.com/istoricheskie-korni-russkih-istoriya-vostochnyih-slavyan/ (нарушение авторских прав преследуется по закону)
Ссылка на сайт: https://history-thema.com/istoricheskie-korni-russkih-istoriya-vostochnyih-slavyan/