Занятие № 14 Секреты русских народных танцев
Секреты русских народных танцев
Русский народный танец как ничто другое способен отразить широту души и красоту образов простых людей, которые жили и работали на нашей земле. Уходя корнями в древность, хореография славян создавалась из ритуалов и обрядов, трудовых будней и праздников, отображала элементы природы и бытовые дела. Такой подход помогал видеть прекрасное в обыденном и подмечать тонкости простых житейских вещей, превращая их в движения танца.
Русская народная пляска
Особенностью вида является импровизация и нарастающая сложность движений, коленец, с каждым тактом. Посмотреть на зрелище, а то и поучаствовать, созывали весь окрестный люд. Хоть в центре внимания мог оказаться не коллектив, а один-два человека, народ долго не расходился, а под конец нередко подключался к исполнению.
Существует сразу несколько видов плясок, разнящихся по виду аккомпанемента, песни, количеству участников, жанру и посылу. Хореографические фигуры могли быть парными, массовыми и одиночными. А вот поводов для затеи и вовсе было не счесть — от ритуального праздника. веселой ярмарки до свободной минутки после работы. Выделяют самые популярные виды:
- бычок — топочущие движения исполняются в быстром или среднем ритме;
- голубец — изображает ссору двух влюбленных, которое в кокетливой и задорной форме в итоге мирятся;
- барыня — имеет шутливую форму и ироничный мотив;
- камаринская — в этом мужском танце чаще повторяются шаговые движения, прискок и присядки;
- казачок — в быстром темпе и весело исполняются энергичные движения, схожие с гопаком, но без боевого подспорья;
- трепака — один из разновидностей козачка;
- топотуша — в приоритете характерные движения стопами;
- матаня — коллектив движется вокруг аккомпаниатора хороводом под быструю мелодию.
Танец представлял собой сольное, парное, массовое действо, которое нередко переходило в перепляс. Этот вид отличался тем, что в его основе заложена конкуренция. Один или несколько участников старались «перетанцевать» друг друга всеми возможными способами. Играли по таким правилам:
- В наиболее распространенной вариации исполнители по очереди демонстрировали элементы, которые соперник должен был в точности повторить. Когда у того не хватало сноровки, он отправлялся к проигравшим;
- Также случались переплясы, целью которых было не повторить, а показать новое движение, а выигрывал тот, у кого их было больше в запасе;
- Танцевали и «на убой» — пока соперник не упадет от усталости. При этом дойти до финального этапа соревнований нужно было достойно и с улыбкой.
Русский хоровод
Зародился вид искусства во времена язычества, когда фундаментальная составляющая уклада простого славянина зиждилась на ритуальном почтении природных сил и явлений. Во время обрядовых праздников и началась практика водит хороводы. Круг, в глазах людей того времени, символизировал Коло Сварога — жизненный цикл в руках бога солнца и всего существующего.
Кроме того, древний предок считал священным единение семьи и крепость родства, поэтому в танце в обязательном порядке каждый участник держится друг за друга. По сей день в хореографии используют различные виды связи:
- держаться за руки;
- кладут ладонь на плечо;
- скрепляют мизинцы;
- берутся за платок, венок, пояс соседа или соседки.
Обновляя мировоззрение, народ отошел от языческих верований, однако танец сохранил. Фигуры по прежнему отражают природные стихии, движения животных, а в переходах прослеживаются элементы игры. Самые первые хороводы старались максимально изобразить слова, которые поются в песне, под которую они исполняется.
Русская кадриль
При Петре Первом в России произошло немало перемен, связанных с интеграцией европейских новшеств. Французский танец проник за стены дворцов по той же причине, а вот стал народным уже иначе. Император не заставлял крестьян разучивать изысканные «па», скорее простой люд, увидев и запомнив его, понес искусство в массы.
Слуги и придворные исполняли кадриль со своими родными, знакомыми, на скромных посиделках и шумных гуляниях. Конечно же, изучить хореографию сполна не было возможности, поэтому фигуры додумывались, придумывались с нуля. Кадриль преобразилась до неузнаваемости, стал более размашистым, простым, но все же сохранил кокетство и изящество.
Хоровод
Большой простор русской земли сказывается не только экономическим разнообразием, но и культурным. Народный русский танец за сотни лет существования набирался многогранности под влиянием различных факторов:
- Местность. На юге страны хореография была энергична, прерывиста, а вот на себе размеренна. По сей день фигуры с одним названием могут кардинально отличаться друг от друга;
- Время года. На формирование искусства, как сказано было выше, в значительной степени повлияли верования древних славян, а их праздники отличались сезонностью — на Масленицу встречали весну, летом собирали урожай с Обжинками, Осенинины помогали подготовиться к холодному периоду, а зимой все ждали Коляду;
- История. За время становления государства происходили события, в корне изменившие быт простого населения: завоевание земель различными племенами, расширение территорий, принятие Киевской Русью христианства, свержение империи и другие. Сторонние культуры, новые правители привносили свои обычаи.
Орнаментальные хороводы
Есть русские танцы, названия которых говорят сами за себя. В данном случае все именно так — удивительные фигуры и символы, которые раскрываются танцорами во время исполнения этого вида хоровода похожи на рушник или рубаху с разноцветным узором.
Калейдоскоп орнаментов не рассказывает о содержании песни, которую исполняют участники, а лишь отдаленно показывает элементы природы, род трудовой деятельности или эмоциональное состояние.
Это достаточно сложный вид хореографии, при котором мало знать движения, необходимо отточить каждый переход, чтобы общая картина была плавной и гармоничной. Существуют разные виды орнаментальных хороводов:
- юмористический, развлекательный;
- лирический, повествующий о любви, отношениях;
- драматический, о тяжелых жизненных испытаниях;
- эпический — раскрывает исторические моменты;
- бытовой, где показаны виды крестьянской работы.
Игровые русские народные танцы
Нередко кроме общего сюжета в хореографических фигурах присутствовали конкретные персонажи, разыгрывалась постановка, а в истории были все элементы произведения: завязка, конфликт, разрешение ситуации и завершение. Главные герои активно используют актерские навыки, а кроме движений в ход идет мимика и второстепенные жесты.
Исполняются как в виде хоровода, так и попарно, и массово. Чаще всего в центре внимания два-три персонажа, которые разыгрывают костяк сюжета, а остальные участники изображают стихийные процессы или отображают бушующую жизнь, которая царит вокруг на фоне драматических страстей.
Танок
На юге страны и в областях, граничащих с Украиной, хоровод имеет свои отличительные черты. Первая из них — это название, здесь круговой танец получил название карагод. Но также он нередко начинался с танка — игровых фигур, при которых участники выстраивались линейно, на не циклично, друг напротив друга.
Танок исполнялся не под аккомпанемент, а только под певческие голоса участников хореографии, что требовало от них и хорошей физической подготовки, и вокальной. В остальном же сходство очевидно, даже в разговоре — танок водили, а не танцевали, как и хоровод. Истоки происхождения также возвращают нас на обрядовую поляну, где наши предки воздавали славу солнцу и земле через мелодичные движения.
Кадриль
Этот бальный парный танец имеет французские корни, а родом из сельской местности. Название буквально переводится, как группа из четырех человек, так как две или четыре пары образуют при постановке квадрат. Известны пять основных фигур, которые были приписаны кадрили от основания, а со временем их список расширился.
Русская кадриль отличается самобытностью — в ней другие переходы, элементы. Некоторые были взяты из других народных танцев и плясок, другие выдуманы исполнителями и закрепившиеся со временем, ставшие классикой. Выделяют как давние виды, которые появились сразу же после введения Петром Первым танца в список придворных бальных (московская, ярославская, уральская), так и более новые (волжская, калининская).
Народный танец с медведями
Славяне чтили этих животных и не забывали их в своих ритуалах. Если королем саванны был лев, то наши предки были знакомы только с лесным жителем и безусловно считали его сильнейшим представителем фауны.
Культ медведя на Руси отразился в мифическом персонаже — Лешем, который носил его шкуру и был покровителем охотников. Также в некоторых областях встречали весну с момента выхода косолапого из берлоги, на Комоедицу.
В хореографии обряд отразился другим образом — один или два участника наряжались в шкуры или костюмы медведей, а другие танцоры с удалью пытались их разозлить, прыгая и выплясывал вокруг. Это древнейшее выражение искусства было даже зафиксировано в летописи о Вещем Олеге, датированной 907 годом.
Боевая пляска вприсядку
Народные танцы России зарождались не только во время отдыха и гуляний, но и в боях. Чтобы спастись от наступающего врага, спешивший кавалерист вступал сражение с очевидными потерями — враг-пехотинец был подготовлен к ведению боя лучше и в навыках, и по отношению типа оружия.
Чтобы уберечься от скорых ранений от протянутых копий, разбитая конница передвигалась гуськом или ползунком. Таким же маневром перерезали жилки у коня противника.
Эти движения и стали основными в танцах вприсядку. В разных областях и княжествах Киевской Руси фигуры видоизменялись в зависимости от особенностей войска, местности, обычаев. На сегодняшний момент сложилась такая хореографическая география:
- Беларусь — трепак;
- Украина — гопак, гонта, казачок;
- Россия — русский казачок, буза, барыня, яблочко, лунек, который достоверно не сохранился.
Детский русский народный танец
Малыши активно принимали участие в праздниках древних славян, так как являлись неотъемлемой частью общины. Им отводилась символическая роль в обрядах, которая была важна прежде всего для передачи семейного обычая.
В наше время участие детей в самодеятельности также помимо развития физических навыков и памяти, помогает привить любовь к родине, узнать ее культуру.
На начальном этапе обучения танцу ребенок базовые факты о происхождении, причем на простых и понятных для него примерах. Каждое движение объясняется балетмейстером — так сеяли зерно, так собирали лен, так плели плетень. В некоторых случаях фигуры происходят из явлений природы, в постановке присутствуют: волны, солнце, колыхание ветвей деревьев на ветру.
Понятный детям язык повествования на самом деле не далек от истинного источника вдохновения создателей танца. Представления древних славян о мироздании в чем-то были по-детски наивными и прямыми. Малыши учат базовые народные танцы: «Барыня» « Акулинка», «Пересек», «Во саду ли, в огороде», «Матаня».
Детский коллектив танца демонстрирует адаптированную версию народной хореографии:
Русская народная музыка для танцев
Если в основу национальной песни ложился быт, трудовые будни, лирика отношений, ритуальные возношения, то в танцах данные аспекты жизни еще больше усиливались. При этом в танке, к примеру, музыкальные инструменты не использовались, а вот в орнаментальном хороводе запевала вступал лишь для создания темпа, а дальше к нему подключался весь хор участников.
Веселый ритм и драматическую мелодию помогали создавать традиционные музыкальные инструменты, которые, впрочем, могли отличаться кардинально или приоритетно, в зависимости от местности:
- балалайка;
- гармонь;
- гудок;
- гусли;
- домбра;
- скрипка;
- рожок;
- кугиклы;
- жалейка;
- баян;
- мандолина;
- гитара.
Костюмы
Как много народностей, проживающих на русской земле, так много национальных костюмов. Собирательный образ, который знаком нам с детства, подчеркивает основные черты славянского наряда. Для девушек — это:
- кокошник или лента на голове;
- белая рубаха в пол, рукава которой украшены разнообразными орнаментами;
- широкий сарафан трапециевидной формы.
Мужчина выглядел по-разному во время работы и при торжественном выходе «в свет». Однако, если говорить о базовом костюме, его неотъемлемой частью остаются:
- на голове черный картуз, который украшали цветком;
- рубашка косоворотка;
- штаны темного цвета в светлую полоску;
- широкий тканевый пояс;
- сапоги.
Народный танец сегодня
Существуют такие русские народные танцы наших предков, названия которых забыты не только во всем мире, но и потомками. Не дошли до наших времен и первоначальные версии песен, под которые исполнялись излюбленные хореографические фигуры.
Однако основной костяк культурного наследия сохранился и пошел дальше, за пределы страны. Существуют сотни ансамблей народного танца, отмеченных международными и всероссийскими конкурсами. Ни одно училище культуры или творческий колледж не обходится без очага такого вида искусства.
Главным направлением развития деятельности является изучение фольклора, истории создания и исконного вида исполнения движений для воссоздания изначального танца. Этим занимаются прежде всего культурные деятели, которые долгие годы сами занимались исполнением, а сейчас являются руководителями ансамблей и коллективов.
Заключение
Русский национальный танец жив и развивается, растет его влияние и на современную хореографию. Физическая подготовка позволяет занимать народникам передовые места на конкурсах, где участники демонстрируют все виды данного искусства. Юные дарования вводят традиционные элементы в другие жанры хореографии, создавая удачный симбиоз и поражая воображение зрителей. А опытные представители профессии не дают угаснуть интересу к народному ремеслу.
Ссылка на источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c5902d005fd4400b1da7e55/sekrety-russkih-narodnyh-tancev-5ce6568159e96600b33d4432
Положение рук в русском народном танце
https://www.youtube.com/watch?v=sKPsMC-SjZA
Основные положения ног в русском народном танце
https://www.youtube.com/watch?v=v9bHnNkR4bw
Народный танец. Как делать «гармошку» в русском народном танце. Разбор ошибок.
https://www.youtube.com/watch?v=NplAj6T96R0
Тема первая: Основные шаги в русском танце.
https://www.youtube.com/watch?v=Yu-c5NI44Sw
Народные танцы. Самопляс. Урок 6 Ходы
https://www.youtube.com/watch?v=AZ4bR9yuQsM
Как правильно делать переменный шаг
https://www.youtube.com/watch?v=LLYrFk8s2jg
https://www.youtube.com/watch?v=sKPsMC-SjZA:14 / 8:57
Русский народный танец. Лирическая часть.
https://www.youtube.com/watch?v=lR5z9TmPB60
Народные танцы. Самопляс. Урок 03 Ковырялочка
https://www.youtube.com/watch?v=6aHyEuSi4KU
Народные танцы. Самопляс. Урок 4 Моталочка. Winder
https://www.youtube.com/watch?v=maXHG1zsRt8
Народные танцы. Танцы онлайн. Урок 12. Молоточки Самопляс.
https://www.youtube.com/watch?v=fzljkrYw8_U