Скатерть «Дружба народов Аргаяшского района»
Мастер- класс Коллективная работа
Скатерть « Дружба народов Аргаяшского района»
Магафурова Гульсум Макиновна, учитель , МОУ Краснооктябрьская сош
Аудитория: учащиеся 2-5 классов.
Цель: ознакомление с процессом изготовления поделок путем наматывания пряжи на картон.
Задачи:
Обучающие: продолжить знакомство с книгой Р.Ш.Хакимова
«АРГАЯШСКАЯ ЗЕМЛЯ история и современность»;
создать представление о различных техниках и методах работы с пряжей; познакомить с этапами работы над выполнением изделия; формировать у детей умения правильно организовывать и планировать творческий процесс труда, учить детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать.
Развивающие: развивать творческие способности; мелкую моторику рук; память; художественно- эстетический вкус, воображение
Воспитательные: прививать уважение к культуре разных национальностей; воспитывать аккуратность в работе; вызывать положительные эмоции у ребенка к творческой деятельности ее результатам; умение доводить начатое до конца,
Методы обучения:
- словесный – объяснение, беседа;
- наглядный – выставка работ;
- практический – изготовление изделия.
Актуальность: методическая разработка мастер-класса предназначена для учащихся 2 -5 классов Аргаяшского района
Приобретенные навыки и умения помогут всем желающим создать удивительно интересные изделия почти из бросовых материалов. Рассматривание и изготовление различных поделок из пряжи вызывает у детей восторг, взрыв эмоций, желание творить снова и снова.
Новизна данного мастер- класса состоит в том, что используя почти бросовый материал, можно создавать настоящие шедевры . Это и настенное панно, и различные аппликации.
Материал:
— пряжа разного цвета;
— использованные открытки или картон;
— ножницы, клей ПВА , простой карандаш;
— ткань.
Применение работы: для оформления праздников, подарок .
Ход занятия
« Мастер- класс «Скатерть « Дружба народов Аргаяшского района»
- Оргмомент
— hаумыhығыҙ! Исянмесез! Здравствуйте!
— Ребята, как вы думаете, почему я сегодня поздоровалась с вами сразу на трёх языках?
— Начинаем мастер- класс:
Прежде чем приступить к выполнению работы, приготовим необходимый материал: пряжа красного цвета, ножницы, открытка или картон, клей, ткань зелёного цвета и простой карандаш.
- Вступительное слово учителя.
Знакомство с книгой Р.Ш.Хакимова « АРГАЯШСКАЯ ЗЕМЛЯ история и современность»
— Как вы понимаете слово « Родина»?
— Послушайте , что пишет Рашид Шавкатович Хакимов в своей книге
« АРГАЯШСКАЯ ЗЕМЛЯ история и современность» ( показ книги)
«Большая родина начинается с родного края, с малой родины, где ты родился и вырос, где жили твои деды и прадеды, где многие века живёт твой народ. Понятия родина и родная земля неразрывно связаны и священны для каждого человека, представителя любого народа. И такой же священной и уважительной должна быть и наша память к прошлому. Ещё А.С.Пушкин призывал: « Уважение к минувшему, к предкам – вот черта, отличающая образованность от дикости» ( с.5 Р.Ш. Хакимов « АРГАЯШСКАЯ ЗЕМЛЯ история и современность»)
— Послушайте , как обратился к читателям этой книги в 2005 году губернатор Челябинской области Пётр Ильич Сумин : « Здесь умеют и любят трудиться, люди отзывчивы и приветливы, местные традиции тесно переплетаются в укладе разных народов, населяющих многонациональный район» (с.3 Р.Ш. Хакимов « АРГАЯШСКАЯ ЗЕМЛЯ история и современность»)
— Сегодня мы совершим путешествие в прошлое и изготовим изделие настоящего времени.
— Скажите, пожалуйста, вы какой национальности?
(В нашем классе есть семьи, где папа- русский, мама- башкирка, мама- татарка, папа- башкир, мама – русская, папа – башкир и т.д.)
-Люди каких национальностей живут в Аргаяшском районе?
« Особенностью нашего края является многонациональный состав населения Урала. Испокон здесь проживали башкиры, русские, татары, нагайбаки, — люди разных верований, разной культуры. Но у всех было всегда общая уральская земля, совместный труд, единая судьба. Наш край всегда отличался отсутствием конфликтов, как на религиозной, так и на национальной основе. Всегда проявлялось взаимное уважение друг к другу, стремление помогать в трудную минуту, вместе добиваться лучшей жизни.
Очень хорошо об этом написал ветеран , краевед, активный участник установления советской власти Александр Степанович Плаксин в своем письме нашему известному учителю- краеведу Степану Тимофеевичу Ершову. Вот что он писал в 1965 году: « Первые поселенцы появились в Рождественском примерно двести лет назад. Но ряд башкирских деревень имеют более древнюю историю, так как некоторым из них насчитывается более 300-400лет…»» ( с.6 Р.Ш. Хакимов « АРГАЯШСКАЯ ЗЕМЛЯ история и современность»)
— Кто является коренными жителями Аргаяшского района? ( башкиры, русские, татары?)
— «Историческая справка: Национальный состав : башкиры – 62 процента, русские – 32, татары – 4,6, украинцы – 0,4» ( с.6 Р.Ш. Хакимов « АРГАЯШСКАЯ ЗЕМЛЯ история и современность»)
«Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда и предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно-прикладным искусством.»
Одним из самых популярных видов декоративно- прикладного искусства разных народов, населяющих наш район является орнамент.
_ А как вы понимаете слово « орнамент»? ( В переводе с латинского
« орнамент» означает « украшение, узор»)
— А что украшают орнаментом? ( дом, одежду, обувь, посуду, полотенца и т.д.)
— «Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту — это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.»
Сегодня мы изготовим праздничную скатерть, в нем используем народные узоры башкир, русских, татар.
— Для скатерти используем ткань зелёного цвета? Как вы думаете, почему я выбрала этот цвет?( Зеленый – цвет вечной зелени, …)
— Чем в древности занимались жители нашего района?( Земледелием, разведением скота)
— Растительный узор присутствует у всех народов.
— А где можно использовать нашу скатерть? ( Для украшения дома, юрты ( на сабантуе),на аяте, для украшения школьного кабинета)
— У каждого народа есть свой символ, который имеет значение только для него.
-Сегодня мы используем символ башкирского орнамента : кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав.( показ элемента узора, рисунок 3)
— Кто знает, что изображено на флаге Башкирии? ( цветок Курая с 7 лепестками) Цветок курая – символ дружбы.( рисунок 2)
-Мы этот символ будем использовать в своей работе. Наш цветок курая будет состоять из трёх лепестков. Почему, как вы думаете? ( Коренными жителями нашего района являются башкиры, русские, татары)
Основным мотивом татарского орнамента является тюльпан, символ возрождения. В нашей работе мы используем этот символ.( показ, рисунок 2)
В русском орнаменте присутствуют листья , вот такой элемент мы возьмем для нашего орнамента. ( показ, рисунок 2)
— А пряжу какого цвета вы приготовили? Как вы думаете , почему? (красный – цвет тепла и огня, крепкой дружбы, показатель красоты и всех положительных качеств человека, радость, любовь, красный цвет усиливает аппетит)
— Сначала необходимо перевести шаблоны на ваши открытки или картон, аккуратно вырезать по линии.( рисунок 2,3, фото 4)
— Теперь попробуем сложить узор из картона на скатерти. Какие варианты вам больше понравятся?
— Надо приготовить пряжу, намотать небольшие клубочки .Почему нельзя делать большие клубки?( фото1)
— И начинаем обматывать картон пряжей. Как закрепить начало и конец пряжи?( фото 5)
— Пока обматываем картон, будут звучать народные песни башкирские, русские, татарские.( фото 6)
— Теперь разложим готовые элементы нашей скатерти. Аккуратно приклеим на основу.( фото 7,8,9)
Итог занятия. Рефлексия
— Кому понравилось эта работа? Кому не понравилась?
-Где мы можем использовать нашу скатерть?
— Что нового вы сегодня узнали?
— Давайте с вами и попрощаемся на башкирском, татарском и русском языках. hаубулыгыз! До свидания! Хуш сау булыгыз!