Мастер — класс «Русский пояс»
Мастер — класс « Русский пояс»
Магафурова Гульсум Макиновна, учитель , МОУ Краснооктябрьская сош
Аудитория: 1-5 классы
Цель: ознакомление с процессом изготовления пояса путем плетения пряжи на
« солнышке».
Задачи:
Обучающие:
создать представление о различных техниках и методах работы с пряжей; учить понимать прекрасное, познакомить с этапами работы над выполнением изделия; формировать у детей умения правильно организовывать и планировать творческий процесс труда, учить детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать.
Развивающие: развивать творческие способности; мелкую моторику рук; память; художественно- эстетический вкус, воображение
Воспитательные: прививать уважение к культуре разных национальностей; желание участвовать в различных народных праздниках;воспитывать аккуратность в работе; вызывать положительные эмоции у ребенка к творческой деятельности ее результатам; умение доводить начатое до конца,
Методы обучения:
- словесный – объяснение, беседа;
- наглядный – выставка работ;
- практический – изготовление изделия.
Актуальность: методическая разработка мастер-класса предназначена для учащихся 2 -5 классов
Приобретенные навыки и умения помогут всем желающим создать удивительно интересные изделия. Рассматривание и изготовление различных поделок из пряжи вызывает у детей восторг, взрыв эмоций, желание творить снова и снова. Дети дома учат плетению на « солнышке» мам, братьев, сестер, начинают плести семьями.
Новизна данного мастер- класса состоит в том, что используя картон и пряжу, можно создавать настоящие шедевры . Такие пояса девочки используют для своих кукол, для своей прически, носят как плетеный браслет, используют как закладки для книг, выполняют различные аппликации, используя плетеные пояса
Материал:
— пряжа разного цвета;
— картон, лучше с обычных коробок;
— ножницы , простой карандаш;
— циркуль.
Применение работы: для оформления праздников, подарок .
Оборудование: Картон, циркуль, ножницы, простой карандаш, линейка, пряжа разных цветов.
Ход занятия
Оргмомент.
— Отгадайте загадку:
Днём как обруч, ночью как уж.( пояс)
Рассказ учителя, беседа
В русской народной одежде неотъемлемой частью был пояс . Как вы думаете , зачем был необходим пояс в русских костюмах?( Для красоты, удерживал одежду, подпоясывали одежду без застёжки и т.д.)
Пояса носили и мужчины, и женщины. Пояс в старые времена играл огромную роль. Жизнь человека начиналась с обряда опоясывания. Пояс защищал человека от всяких несчастий, бед.
По поясу узнавали: из каких краёв, из какого рода человек, его общественное и семейное положение; чётко отличаются мужские и женские пояса, детские, юношеские, взрослые и старческие. На простые повседневные пояса крестьяне и воины обычно подвешивали нож в ножнах , женщины — ключи, гребешок, детям подвешивали погремушки-бубенчики. Ременные (кожаные) пояса всегда носили только мужчины-воины.
Пояс в народе еще называли – кушак, опоясок, ремень, подживотник. Пояса носили плетеные, тканые, кожаные с пряжками. Бедняки использовали в качестве пояса лыко или верёвку. . В крестьянских семьях нарядные пояса переходили по наследству и бережно сохранялись
Формы поясов были разные, но способов опоясывания в мужском и женском костюмах, как и в древности, было всего два:
- пояс туго охватывал талию, и концы его прятались за пояс, так что он становился незаметным.
- пояс выставлялся напоказ и потому концы пояса, свисавшие вниз, обильно украшались .
Но в разных территориях различались и способы ношения поясов. Мужчины завязывали пояса назад, а женщины – кисточками вперёд. В некоторых местах было принято носить женщинам кисти слева, у мужчин спереди.
Раньше цвету пояса придавали большое значение. Традиционным цветом для пояса был красный — цвет огня, солнца, символизировавший жизненную силу, долголетие. Красный значит красивый, праздничный. Красный цвет у русских использовался как средство против сглаза.
Ширина поясов колебалась от 5 до 20 см, а длина — от 1 до 3 метров, причем женские пояса были обычно длиннее мужских (до 5 м) и нередко обертывались вокруг фигуры несколько раз .
Практическая часть. Изготовление пояса.
— Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?
— Какие цели поставите перед собой?
— Сегодня мы попробуем сплести поясок на « солнышке»
Для 4-5 классов. Работа с циркулем.
— Как можно разделить круг на 8 равных частей?( фото 1)
(Для 1-3 классов учитель может сам приготовить картон в форме круга диаметром 8 см, разрезать на 8 частей)
Перед вами картонный круг. Вам необходимо приготовить 7 нитей пряжи длиной в ширину парты. Как вы думаете, почему именно 7 нитей нам необходимо использовать? ( Число 7 – магическое) Цвета пряжи выбирайте по желанию.
— Внимательно рассмотрите наш « станок — солнышко» для плетения пояса. Сколько лучиков у нашего « солнышка»? (8).
— Проденьте все 7 нитей через отверстие в середине и завяжите в узелок с обратной стороны. ( фото 2)
-Теперь подтяните нити с лицевой стороны и проденьте в прорези по одной нити. Сколько прорезей у вас осталось без нити? ( 1) ( фото 3)
— Теперь в левую руку возьмите наш станок для плетения, а правой рукой переставьте третью нить, считая от пустой прорези по часовой стрелке, в пустую прорезь. Так переставляем каждую третью нить в пустую прорезь, постоянно расправляем нити после каждой перестановки, подтягиваем снизу наш поясок.( фото 4)
Концы поясов украшали кисточкой, или помпончиками. ( фото 5)
Для изготовления кисточки необходимо намотать на 2 пальца пряжу, вытащить пальцы, разрезать в одном месте получившийся круг, завязать ниткой длиной 4-5 см, отступите 1 см и завяжите ещё раз ниткой. Кисточка готова.
Для изготовления помпончика нам необходимо 2 круга диаметром 4 см, вы обматываете круги, затем разрезаете по кругу пряжу, протягивая нить через прорезь, завязываете крепко 2 раза и закрепляете к своему поясу.
Самостоятельная работа учащихся.
Индивидуальная помощь учителя. (Звучат русские народные песни)
Выставка работ.
Итог занятия
— Что вам больше всего понравилось ?
— Что вы узнали нового на сегодняшнем занятии?